?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Пароходство Мельниковой Е.И.
tsibirinka
Бесплатный хостинг для размещения картинок
Выйдя замуж за Виссариона Мельникова, Евдокия переехала в Сибирь и стала купчихой 2-й гильдии. После смерти мужа она решила основать своё собственное пароходство.
Евдокия Ивановна Мельникова, в девичестве Алексеева происходила родом из мещанского сословия Вологодской губернии. После замужества уехала с мужем сначала в Томск, а затем семья перебралась в Барнаул.

"Женщина в Сибири не раба мужчины. Она ему товарищ. Умер муж — не погиб промысел, мужем заведенный. Жена-вдова ведет его дальше, с той же энергией и знаниями, какие присущи мужу". Так тюменский купец XIX века Николай Чукмалдин писал о сибирских женщинах.
Удельный вес женщин-купчих колебался в пределах 10–15%. В Барнауле среди глав купеческих семей женщины составляли 26,7% в 1867 г., 25% в 1873 г., 19% в 1885 г., 11,4% в 1913 г.
Одной из наиболее известных представительниц женского предпринимательства на Алтае была Евдокия Ивановна Мельникова. В 1893 году она организовала в Барнауле пароходную компанию - 1-ую в Зап.Сибири, управлял которой ее сын Александр.
Построив пароход "Кормилец", Мельникова стала основателем пассажироперевозок по Оби.
предпринимательница первой среди других судовладельцев Обского бассейна приобрела двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов.
Главная контора находилась в Томске.отделения -в Бийске,Барнауле,Ново-Николаевске.
Первым пароходом был "Кормилец",построенный в Тюмени в 1893г.
Затем были построены двухпалубные-"Воткинский завод"."Волшебник","Богатырь".
Кроме пассажирских перевозок пароходство Е.И.Мельниковой занималось грузоперевозками.
Пароходы ходили по Оби,Томи,Иртышу.
Была издана серия открыток с изображением пароходов:

хостинг фото

бесплатный хостинг для хранения изображений

Бесплатный хостинг для хранения изображений

Сервис публикации фотографий
http://elib.tomsk.ru/page/7596/

Бесплатный хостинг для хранения картинок
Заводская табличка.Музей "Новосибирского командного речного училища имени С.И. Дежнева"

Хостинг фото бесплатно

На количественный и качественный состав грузового и пассажирского флота Оби-Иртыша повлияли русско-японская и первая мировая войны. Поскольку во время этих войн Транссиб был переключен на перевозку исключительно военных грузов, на плечи речного транспорта полностью легла перевозка гражданских товаров, и пассажиров, чем немедля воспользовались пароходные компании. С прикола были сняты простаивавшие суда, отремонтированы и реконструированы устаревшие.
В период между этими войнами отмечается еще один всплеск пассажирского судостроения. И на этот раз наиболее успешно воспользовалась конъюнктурой неутомимая Е. И. Мельникова. В 1907-1909 годы она отправила в навигацию семь прекрасно отделанных пароходов американского типа. В двухэтажные были перестроены и ветераны пассажирского флота «Кормилец» и «Волшебник».
Сервис публикации изображений
Пристань пароходства Е. И. Мельниковой на Оби в Барнауле. Фото 1910 г.

В 1907 году в Барнауле «революционное настроенные» рабочие организовали профсоюз водников, который не понравился местным властям. Тогда затонцы устроили большую стачку из 200 человек на ремонтной базе пароходства Мельниковой. Они требовали улучшения материального положения, а также просили разрешить профсоюз.
зарплату им прибавили, а вот профсоюз так и не разрешили, зачинщики «протестной акции» были арестованы.
Интересный факт — первая начальная школа в Затоне (Барнаул) была открыта судовладелицей Мельниковой еще в XIX веке. Заведовал школой Николай Тихонов, позднее ставший одним из организаторов затонской Красной гвардии.
В начале XX века пароходство Мельниковой было одним из крупнейших в Сибири. В 1910 году флотилия насчитывала 10 пароходов, шесть барж и 6 дебаркадеров.От Барнаульской пристани тянули баржи с хлебом и другими грузами в Новониколаевск, для перевалки на железную дорогу и отправления дальше за Урал или в Восточную Сибирь. В компании Е. И. Мельниковой работало 456 рабочих и матросов, 76 служащих. Крупнейшими из них были суда "Воткинский завод", "Богатырь" и "Двигатель" мощностью 500 лошадиных сил каждый. Основным видом деятельности пароходства была перевозка грузов, в основном зерна.
хостинг для хранения картинок
Пароходы Е. И. Мельниковой. Фото 1912 г.

В 1912г. году до Кузнецка отправляет свой большой двухпалубный пароход американского типа под названием «Волшебник» барнаульское пароходство Е.И. Мельниковой. Евдокия Ивановна владела крупнейшими в Обско­Иртышском бассейне пассажирскими пароходами, и её приход на кузнецкое направление был всерьёз и надолго. В дальнейшем она отправляла до Кузнецка другой свой двухпалубный пароход – «Кормилец».
В 1913 г. пароходство Мельниковой вошло в "Соединенную пароходную компанию", объединившую ряд пароходств Барнаула и Новониколаевска.
В 1914 году обороты пароходства превышали 837 тыс. рублей, прибыль составила 205 тыс. рублей.
По свидетельствам современников, рабочие недолюбливали Евдокию Мельникову за скупость и грубость, тяжелые условия труда в ее пароходстве.В 1910 г. заработная плата на её предприятии была снижена на 30%. За глаза хозяйку пароходов неодобрительно называли Мельничихой. По аналогии с Салтычихой — хрестоматийной помещицей XVIII века Дарьей Салтыковой, которая была известна лютым обращением с крепостными крестьянами. факты благотворительности со стороны Мельниковой историкам не известны.
Умерла Евдокия Мельникова в 1917 году, а перед самой революцией сын Александр продал пароходство Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли («Товарпар») за 1,6 млн. рублей.

Фотохостинг без рекламы

сервис публикации фотографий

Залить фотки

хостинг фотографий

бесплатный хостинг для хранения картинок

Загрузить фото бесплатно

Хостинг для графических файлов

Выложить фото

Хостинг для графики

бесплатный хостинг для хранения изображений

Размещение фотографий
http://elib.tomsk.ru/purl/1-6765/

бесплатно разместить фото без регистрации

http://oldriver.ru/index.php?quest=&qstart=&MID=145&start= - Пассажирские пароходы пароходства Е.И. Мельниковой



  • 1
Суровая дама.

немного почитала об истории развития пароходства в Западной Сибири - в 19 начале 20 века неск. женщин были владелицами небольших "флотилий" и занимались грузопассажирскими перевозками
а какие в Сибири расстояния и условия вы знаете
и спрос на водные перевозки то падал, то резко возрастал
так что без определенных качеств характера преуспеть было бы не возможно

В заброшенном забайкальском селе на берегу Шилки я как-то наткнулся на могилу купчихи Анны Павловны Саренковой. По рассказам местных жителей она занималась скупкой золота и была убита разбойниками. Но опасней этой работы, наверное, просто не было.

да!
не каждый мужчина рискнет
...
в начале 20века ехали многие из Расеи (так у нас говорили раньше и Сибирь считали как бы отдельной частью страны), чтобы поправить своё экономическое положение - кто то работал на земле, а были и рисковые люди
но те действительно ехали дальше в вашу сторону

Интересно. Спасибо.

На Енисее пароходства появились в начале 1860-х гг. В 1875 пароходное дело начал М.К. Сидоров, планируя наладить сообщение с Санкт-Петербургом по Северному морскому пути. Но его пароход «Северное сияние» не закончил рейса, затертый льдами. Первый рейс из устья Енисея в Санкт-Петербург совершил пароход «Заря» в 1877. К концу 1880-х гг. относятся попытки освоения новых водных путей бассейна Енисея. В 1888 небольшой пароход «Сиби­рячка» поднялся по Подкам. Тунгуске и ее притокам, а в 1889 ходил по Большому и Малому Касу и по Нижней Тунгуске. В 1900 паровой флот Енисея состоял из 37 судов. В 1910 Н.Н. Гадалов, А.П. Кузнецов, В.И. Карнаков, А.И. Кытманов учредили «Акционерное общество пароходства по реке Енисею» (уставной капитал 700 тыс. руб., 6 пароходов). В целом енисейское пароходное дело развивалось слабее западносибирского.

  • 1